Что важно знать про юзабилити сайта

Серьёзно вопросами юзабилити (удобства использования сайта) стали заниматься не так давно. И до некоторых пор ответственность за него лежала преимущественно на программистах и дизайнерах, а работы по улучшению и сейчас часто носят несистемный характер. Однако в последние годы юзабилити уделяют всё больше внимания, и в некоторых компаниях существуют целые отделы, тестирующие, насколько понятен их сайт и комфортен с точки зрения пользователей.

Может показаться, что это достаточно просто — нужно построить и наполнить сайт так, чтобы посетитель с первого взгляда понял, где и что находится, заинтересовался содержимым, с легкостью нашёл всё, что искал и в итоге остался доволен.

На практике получается всё намного сложнее. В юзабилити тесно связаны текст, изображение, оформление, порядок предоставления информации, структура и многое другое. И всё это работает только вкупе, поэтому далеко не всегда получается угодить аудитории. Важно отметить, что часто хорошие результаты достигаются только после множества тестирований. Однако, если речь идёт о том, с чего начать — то мы предлагаем, в первую очередь, применить на сайте самые очевидные принципы.

Общие правила оформления сайта

Иногда владельцы сайтов зацикливаются на мелочах и при создании сайтов забывают самое главное — например, предоставить корректные контактные данные, информацию о доставке и т. п. Итак, какие здесь бывают распространённые ошибки: 

  • не указано основное конкурентное преимущество компании на главной странице (необходимо убедить посетителя «с первого взгляда», что на этом сайте действительно интересные предложения); 
  • не указано, зачем нужна регистрация или авторизация (желательно оставить возможность покупать без регистрации и сообщить о преимуществах зарегистрированных пользователей); 
  • высокая «шапка» сайта (нужно, чтобы основные кнопки и самая важная информация были доступны без прокрутки страницы); 
  • нет контактов для поддержки (нельзя оставлять клиента один на один с проблемой выбора, сейчас существует масса удобных сервисов, которые можно с успехом использовать); 
  • информация о доставке спрятана или предоставляется на последнем этапе оформления заказа (если доставка платная и об этом не было сказано в самом начале, то в конце это вызовет большой негатив, и вы не только потеряете клиента, но и рискуете заработать плохой отзыв). 

Как преподнести товары

Продукция, товары, услуги — главные «герои» коммерческого сайта, и об этом не стоит забывать. Но важно не просто «вывалить их кучей», а показать в самом выгодном свете, аккуратно склонить к покупке, заказу определённых наименований и т. д. Обратите внимание на следующие особенности: 

  • делайте акценты — используйте сортировку, фильтры по популярности, цене, при этом поясните, почему стоит выбрать тот или иной товар.
  • обязательные элементы — название, стоимость, изображение, причём стоимость должна присутствовать на каждой странице, где появляется соответствующий товар, особенно на всех этапах оформления заказа.
  • карточка товара — на данной странице всё внимание посетителя должно быть сконцентрировано только на определённой позиции, не должно быть отвлекающих баннеров и других элементов, а описание желательно добавить самое подробное. 
Как уже отмечалось ранее, здесь нет готовых решений. Какие-то элементы будут хорошо работать на одном сайте, но тормозить продажи на другом. Главное, что необходимо понять — что юзабилити сайта имеет гораздо большее значение, чем кажется, и над удобством сайта стоит постоянно работать..